Дэвид Кроненберг помнит, как Оливер Стоун спросил у него: «Дэвид, тебя беспокоит, что ты такой маргинальный режиссер?»
На что Кроненберг, один из любимейших и известнейших канадских режиссеров, ответил: «Что ж, Оливер, как сказать. Насколько большая аудитория тебе нужна?»
В этих словах кроется секрет успеха Кроненберга. «Космополис», его новый фильм, выходящий в прокат в эту пятницу, адаптация романа Дона Делилло, повествующего о молодом миллиардере, по имени Эрик Пэкер, который проводит целый день в своем лимузине, проезжая через весь Нью-Йорк с целью подстричься.
В «Космополисе» практически отсутствует традиционный сюжет. Больше половины событий фильма происходят в салоне лимузина, где Эрик проводит встречи с сотрудниками, принимает врача для осмотра и даже занимается сексом. Несмотря на то, что роль Эрика исполнил Роберт Паттинсон, крайне популярный актер, снявшийся в «Сумеречной саге», «Космополис» довольно сложно продавать широким массам, – это напряженный, непростой и до странности гипнотический фильм, полный глубоких, полных профессиональных терминов диалогов.
В свои шестьдесят девять Кроненберг продолжает снимать непростые фильмы.
«Будучи режиссером, ты тратишь года полтора своей жизни, а может, и больше, составляя все воедино: нужно разобраться с финансированием, подыскать актеров, которые тебе потом откажут», – говорит он. – «Это нелегкий процесс. Поэтому фильм должен по-настоящему взволновать и заинтриговать, заставить меня почувствовать, будто я узнаю что-то новое, работая над ним».
«Естественно, нужно подгонять бюджет соответствующим образом. Никто не станет тратить двести миллионов долларов на «Космополис». Но если реалистично относиться к собственным ожиданиям и размерам своей аудитории, быть готовым работать за небольшие деньги, то можно придумать что-то очень интересное».
Двадцать миллионов, затраченные на «Космополис» все же кажутся большой суммой для такого нестереотипного фильма, но Кроненберг компенсировал риск финансистов, выбрав на роль Паттинсона, который появляется в каждой сцене фильма. (Изначально Эрика должен был сыграть Колин Фаррелл, но он вынужден был отказаться из-за накладок в рабочем расписании).
«Сценарий попал мне в руки совершенно внезапно, и предложенная роль была немного шокирующей», – говорит Паттинсон. – «Обычно фильмы, которые мне сразу же предлагают, ужасны. А этот сценарий показался таким оригинальным, он чуть ли не светился оригинальностью». «Я знал, что будет снят стоящий фильм. Я просто боялся, что могу не справиться. Я все думал: «Множество людей гораздо больше меня подходит для этой работы!». Мне потребовалось время, чтобы примириться с этим».
«Космополис» дал Паттинсону возможность испробовать минималистическую актерскую игру, которой он прежде не занимался. Эрик Пэкер – отрешенный, холодный человек, редко выражающий свои чувства. В книге Делилло знакомит нас с его мыслями и внутренними монологами, а на экране Паттинсон отражает внутреннее состояние персонажа едва заметными жестами, еле уловимыми улыбками или хмурым выражением лица и ужесточившимся взглядом.
«В начале фильма я одет в темный, строгий костюм», – говорит актер. – «На мне солнцезащитные очки с непроницаемыми стеклами, я стою неподвижно. У меня не было никаких инструментов, которые актеры используют для своей игры», – говорит он.
«Но я чувствовал себя уверенно, потому что знал, что Дэвид наблюдает за мной, действительно наблюдает, и это дает уверенность. Большую часть времени на съемочных площадках я задаюсь вопросом, обращает ли вообще режиссер внимание на то, что я делаю».
Легион «Сумеречных» фанатов будет озадачен отстраненным, завораживающим фильмом, но Кроненберг выстроил надлежащее сопровождение, чтобы обеспечить им особое варево.
Конечно, не всем фильм понравится. Нет на свете ни одного поклонника Кроненберга, который мог бы честно сказать, что любит абсолютно все фильмы режиссера. И это свидетельствует о рисках, которые он взял на себя с самого начала своей 37-летней карьеры.
(...)
У Кроненберга вдохновение адаптировать «Космополис» тоже возникло не из масштабной тематики, а из едва уловимых деталей.
«Меня поразили диалоги. Напоминают Дэвида Мамета или Гарольда Пинтера, потому что они реалистичны в одном – они звучат так, как и говорят люди, но при этом очень стилизованы. Когда я переписывал их в сценарий, они дали фильму невероятную связность и значение. Тогда-то я и спросил самого себя: «Это фильм?». И подумал: «Да, это очень интересный фильм».
Практически все диалоги взяты из книги, что означало, что актерам нужно было произносить реплики вроде «Мы так молоды и умны, и нас растили волки. Но феномен репутации – деликатная вещь. Человек поднимается от слова и падает от буквы», да так, чтобы это прозвучало естественно.
Для Паттинсона непривычный ритм и подбор слов стали глотком свежего воздуха.
«Я ощутил физическую сопричастность к тексту, я подумал, что он хорош, и я захотел прочесть его вслух, как только получил сценарий, просто чтобы узнать, как он звучит. Он идеально написан. И мне понравилось, что мне не нужно было ставить на нем свою печать как актеру. Мне лишь нужно было сыграть роль максимально правдиво».
Перевод выполнен RebelQueen специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Роберт Паттинсон и Дэвид Кроненберг говорят о "Космополисе" с The Miami Herald
|