Рецензия на фик "Новолунье не придет никогда"
Писать рецензию по этому тексту было сложно. Уж очень он напоминал мне творчество любимых мною Олди – богатым диапазоном эпиграфов и рваным ритмом фраз. Уж очень похож на тексты любимых мною Дяченко – точностью формулировок, сворачиванием в тугую спираль сюжета… и резким срывом без катарсиса, не приносящим облегчения.
Название сразу заинтересовало и задало жесткие рамки: во-первых, основное повествование будет опираться на канонических героев Саги, во-вторых, отклонения от сюжета будут значительными.
Ведь новолуние - это время полной темноты на небе, когда видны только звезды. Один период уже закончился, второй еще не начался. Эдвард уже исчез из жизни Беллы, Джейкоб еще не занял его место в сердце. Здесь этого не произойдет - Эдвард не исчезнет, а Джейкоб не будет рассматриваться даже в виде потенциальной возможности.
Сюжетная линия довольно причудлива. Белла Свон нелепо погибает от руки вампира-пришельца. В момент, когда Эдвард уже спас ее от машины Тайлера, но еще не успел влюбиться или осознать этого. Поэтому потеря переживается им, но скорее с чувством ярости, что эта фантастическая кровь досталась кому-то другому. «Кто-то другой» оказывается дочерью Карлайла от человеческой женщины, которая в поисках отца добралась до Форкса. И зовут ее тоже Белла (Кристабелла).
Сюжетная линия ведется от лица сразу двух основных персонажей – Беллы (Кристабеллы) и Эдварда. Практически каждое важное событие переписывается дважды, с двух точек зрения, что, по-моему, добавляет остроты повествованию.
Автор изначально практически уравнивает Эдварда и Беллу: они принадлежат одной семье, Белла, так же как и Эдвард, умеет читать мысли (хотя Эдвард в силу возраста и опыта удается иногда их скрывать). Она практически является вампиром, только еще не прошедшим инициацию, соответственно приближается к нему по выносливости и силе.
Дальше любовная линия развивается по канонам Саги. Чувства накрывают Беллу сразу, как нормального семнадцатилетнего подростка. Это и облегчение от того, что нашелся отец и счастье обретения семьи Калленов и влюбленность в Эдварда, сильно приправленная чувством вины за смерть Изабеллы.
На Эдварда же любовь накатывает с неотвратимостью цунами. Вот он – поднимается вал на горизонте – и чувства обреченности и бесполезности сопротивления захлестывают его. Накрывает волной, и ты уже по другую сторону любви – со всей ее силой желания. А вторая половинка еще там – резвится в волнах, счастливо кричит от радости, и остается только ждать... мучаться… ждать, отчаянно страшась и отчаянно желая, чтобы и ее тоже накрыл этот вал.
А тут еще и запрет по разным причинам на прямой физический контакт с любимой. Он, конечно, состоится, чему немало поспособствует младшее поколение семейки Калленов. Особенно туго натянется эта нить в великолепной главе с описанием бачаты (латиноамериканский танец).
Описание первого интимного контакта вышло по-мужски целомудренным и сдержанным. Очень приятно, что автор не свалился в банальное описание техники секса (я имею в виду где какая рука, голова, нога, язык оказались в данный момент), что достаточно распространено в фанфиках с таким же рейтингом на этом сайте. Это позволяет оставаться внутри персонажей и смотреть на происходящее их глазами.
Любовный треугольник Эдвард – Белла – Джейкоб все-таки возникает. Хотя, можно ли считать треугольником попытки третьего вмешаться в любовь двоих? Он скорее виртуально присутствует в головах парней и больше похож на попытки успокоить мужское эго, чем на метания Беллы между выбором одного из двух. Нет и не будет этих метаний, и название текста подтверждается еще раз.
Изящным завитком сюжета выглядит перевертыш с колыбельной, которую Белла сочиняет для Каллена.
Характеры членов семьи Калленов несколько смещены от канонических: Розали более покладиста и нежна, Карлайл до неприличия любопытен в вопросах медицины: требует от Джейкоба, чтобы тот, пройдя инициацию*, сразу показался ему; мечтает исследовать кровь своей дочери под микроскопом. Особенности вампиров также отличаются от принятых в Саге – они при определенных условиях могут иметь детей, они истекают кровью при ранении, их можно научить спать и видеть сны. В них больше человеческого, что ли… Не этим ли обусловлено, что Карлайл вполне в состоянии изменить жене (с целью заиметь собственного биологического ребенка), Эммет может пережить гибель Розали, и по намекам, вполне сможет полюбить еще раз, хотя и через приличный промежуток времени.
Очень украшают текст эпиграфы к каждой главе. Обычно их несколько, что и хорошо и плохо. Хорошо – потому, что позволяют задать растяжку, разнофокусность осмысления текста. Плохо – потому, что когда эпиграфов (фокусов) больше двух, удержать их в голове очень сложно (лично мне часто не удавалось).
Теперь о том, что мне не хватало в этом тексте – трех щелчков и катарсиса.
Щелчок первый: сцена расставания после бачаты и последующая обида Беллы. Не очень понятна, откуда такая сильная обида Беллы. Да, ее самолюбие задето, но переход слишком мягкий, не хватает фразы в диалоге или оценки произошедшего. По логике должен быть обидится Эдвард – его же выставили! Он просто честно предупредил, чем дело закончится. Обиделась потому, что остановили на взлете желания? Потому что поставили перед выбором, а не оставили объектом приложения сил (то есть заставили выключить чувства и включить рассудок)? Потому что практически подставили, заставив обнажить всю силу желания публично? Чье самолюбие больше ущемлено? Нет щелчка, расставляющего акценты.
Щелчок второй: изменение отношения Джейкоба к Белле. В начале это слепая эгоистичная любовь, достаточно выпукло прописанная в единственной главе, где повествование ведется от имени Джейкоба. «И пусть её сердце будет слишком очевидно разбито, зато все его осколки будут моими. И я буду лежать на них, как сказочный дракон на своих самоцветах...» И мысли его все время идут в этом ключе. Даже, когда он становится волком, а она – полноценным вампиром. И вдруг полное самоотречение: «…Если он так важен для тебя, это время стоит ценить. Представь, что завтра он умрёт. Просто представь… Ты обкрадываешь его уже сегодня...» Эффект стробоскопа: вспышка – один Джейкоб, вспышка – уже другой. Но это же не формат комиксов! Когда, за счет чего происходит это взросление, подмена одного вида любви другим?
Щелчок третий: вампиры возвращаются после мести за гибель Розали, и Белла замыкается в себе. До этого весь мир сошелся клином на Каллене, любое событие рассматривается ей через призму его мысленных комментариев, а тут – как отрезало. Это похоже на наказание, сознательно наложенную епитимью на себя и его, но за что? «Я запуталась» - но в чем? Опять не понятна причина: страх осознания своей (и его) вампирской сущности? Переживания после гибели Розали? Обида, что Эдвард бросает ее в такой момент, уходя с братьями мстить? То, что он косвенно участвует в Диаблери**? Нерассосавшийся ужас от опасности возможного нападения? Осознание несовершенства мира? Нет ответа, нет ясности…
Отсутствие третьего щелчка во многом связано с отсутствием катарсиса. Вот стремительно сворачивается пружина любовной линии: сближение, узнавание, принятие другого, прикосновение, бачата, страшные последствия первого секса… И тут же вокруг закручивается вторая спираль: видение Элис ритуала диаблери, появление вампиров-прищельцев, гибель людей в Форксе, гибель Розали, месть Эммета, проводящего страшный ритуал… И что? И ничего. Вторая спираль просто растворяется в воздухе, и первая без поддержки начинает провисать. Как будто бы выхвачен кусок текста, описывающий страшный ритуал и перерождение Эммета. Тем более, что вокруг ритуала сгущаются краски с момента, когда Белла и Эдвард пробуют кровь друг друга в виде игры на грани секса; потом когда Карлайл заставляет Беллу пить кровь Эдварда, спасая ее жизнь; и, наконец, когда вся семья фактически устраивает добровольное переливание своей крови почти погибшему Эммету – это все постепенно подводит к ритуалу, является его началом, добровольно прерванным из-за любви друг к другу. Упоминание мести Эммета в виде диаблери ничего не добавляет и ничего не отнимает у повествования. Это выглядит как излишество в тексте, а должно было стать моментом, с которого должна была начать раскручиваться пружина развязки.
А так пружина даже не лопается, а просто рассасывается. И повисает в воздухе красивое примирение Эдварда и Беллы, и эпилог выглядит излишне умиротворенным. Обидно!
Тем более, что сам текст каллиграфически изящен в описаниях и точен в формулировках. Как Эдвард Каллен.
____________________________________________
* Инициа́ция (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества (в данном тексте – момент, после которого Джейкоб становится оборотнем).
**Диаблери происходит, когда один вампир выпивает не только кровь другого вампира, но и его/её душу. В основном, для того, чтобы увеличить силу своих способностей. (Ритуал подробно описан в произведении и в Википедии)
____________________________________________
Фик "Новолунье не придет никогда"
Автор - Billie_Jean
Автор рецензии - Береза