В прокат вышла экранизация детектива Агаты Кристи, сделанная пятикратным номинантом на премию «Оскар» Кеннетом Браной.
Жизнь богатых всегда обеспечивает красивую картинку: роскошные наряды, увесистые драгоценности, обитание во дворцах, катания на яхтах и тонны шпанского. В «Смерти на Ниле» режиссёра Кеннета Браны герои начинают пить шипучий напиток уже с 10 утра: сливки общества – кто им запретит? А ещё они очень любят джаз и нанимают на свои вечеринки оркестр с темнокожей солисткой. Блюз и эффектные наряды с интерьерами – вот что спасает это кино. Потому что «родной сюжет», придуманный Агатой Кристи, претерпел тут значительные изменения.
Начало фильма уносит нас в 1914 год. Идёт кровавая Первая мировая война, бельгийские войска получают задание атаковать врага – в этом сражении, скорее всего, погибнут все. Однако молодой фермер даёт совет командующему наступать немедленно: по взлетающим ввысь птицам он делает вывод, что ветер в ближайшие минуты не переменится, а стало быть можно применить газ, не опасаясь, что он обернётся против себя же. Его догадка имеет успех – атака проходит почти идеально, но в момент, когда уже можно праздновать победу, командующий наступает на мину. Осколочные ранения от взрыва попадают в лицо молодому фермеру. В госпитале его навещает невеста, которая, утешая смельчака, говорит ему, что обезображенную кожу легко будет спрятать под пышными усами. Так мы получаем разгадку происхождения главной достопримечательности внешности Эркюля Пуаро. Да-да, тем самым находчивым фермером в окопе был будущий всемирно известный сыщик.
Прошло двадцать с лишним лет. Пуаро обзавёлся множеством фетишей. Он стал щеголять растительностью на лице странной конфигурации. Полюбил светлые костюмы и крохотные пирожные (дикая сцена с «неправильно» сваренными яйцами, показанная в «Убийстве в восточном экспрессе» того же режиссёра больше не повторяется).
Однажды, поедая кондитерские изделия в ресторане, Пуаро станет свидетелем презабавной сценки: милая девушка Жаклин (Эмма Маккей) познакомит свою лучшую подругу неприлично богатую Линнет (Галь Гадот) со своим женихом Саймоном (Арми Хаммер) и попросит взять его в управляющие поместья. Один танец светской львицы со смазливым бедняком предрешит судьбу не только этой троицы, но и их ближайшего окружения. Да-да, в фильме Кеннета Браны Гадот и Хаммер пляшут, словно выступая на соревнованиях по акробатическому рок-н-роллу – с высокими поддержками и смелыми касаниями. После такого танца истинный джентльмен обязан жениться на партнерше. Что и делает Саймон, бессердечно бросив Жаклин. Пуаро, наблюдающий за хитросплетениями отношений внутри этого любовного треугольника, только вздохнет: «Ах любовь, ах ревность, всё это может довести до опасной черты». И окажется прав. Молодожёны отправятся в медовый месяц в Египет, а брошенная невеста повсюду их будет преследовать, громогласно адресуя парочке всяческие угрозы. Героиня Галь Гадот будет нервничать и менять наряды. Гости, собравшиеся на роскошной яхте, включая Пуаро, будут за всем этим с любопытством наблюдать. А потом начнётся… Сначала на влюбленную парочку кто-то скинет кусок скалы, потом раздадутся выстрелы. В общем, трупы будут – целых три. И как водится, подозреваться будут все члены этой развесёлой компании любителей шампанского по утрам. Пуаро будет с каждым из них разговаривать с пристрастием, выводя из себя. И в конце концов найдёт преступника. И не одного.
Роль Пуаро, как и в «Убийстве в восточном экспрессе», снова играет сам Кеннет Брана – и придаёт образу драматизм, подходящий разве что для древнегреческих трагедий. Но справедливости ради: в «Смерти на Ниле» гораздо меньше театральщины (помните эту нелепую сцену, повторяющую «Тайную вечерю», но только в Альпах, в первом фильме?). Весь фильм Пуаро намекает на собственное разбитое сердце (его невеста погибла) и на то, что любовные страсти правят миром. Градус пафоса снижают остальные персонажи – Галь Гадот в роли богачки Линнет – ходячий секс, несмотря на то, что лицо актрисы явно подверглось косметическим вмешательствам. Аннет Бенинг и Том Бейтман, играющие сына и мать, обеспечивают комические эффекты. Ну а остальные герои отрабатывают актуальную повестку: Рози Оттерборг в книге у Агаты Кристи – дочь любящей выпить писательницы, а в фильме – племянница и ассистент своей тёти Саломеи – джазовой певицы – и обе темнокожие. Другие две гостьи корабля «Карнак» – приверженки однополой любви, одна из них к тому же коммунистка. Миссис Бук (Аннет Бенинг) – токсичная мать, явно обжегшая когда-то на любви и теперь контролирующая каждый роман сына (Том Бейтман). Есть и нацменьшинства – один из героев носит армянскую фамилию – Хачадурьян (Али Фазал).
Смотреть за таким расовым, национальным, половым и социальным разноцветьем забавно. Особенно, когда эту пёструю толпу Кеннет Брана помещает в антураж Египта. Величественные пирамиды, храмовый комплекс Абу-Симбела с высеченными гигантскими статуями фараона Рамзеса II Великого, бирюзовый Нил, обрамлённый зеленью, из чрева которого вдруг выпрыгивает крокодил, хватающий нерасторопную птицу, или хищная большая рыба, пожирающая маленькую, – всё это, конечно, впечатляет. Картинка проливается бальзамом на зрительское сердце – настолько она яркая и сочная. А когда героиня Галь Гадот предстаёт в облачении египетской царицы, в зобу перекрывается дыхание – это выглядит чрезвычайно эффектно.
Интересно, что всё это великолепие отнюдь не снималось в Египте: часть эпизодов отрабатывалась в водном парке Котсуолда, где был воссоздан египетский рынок специй, в роли реки Нил выступили кливлендские озера. Что касается храмового комплекса, то он воздвигался скульпторами в павильоне — из полистирола, статуи имели высоту в 20 метров. Создатели фильма, как и Агата Кристи, посетили Египет, увидели всё своими глазами, а потом дали ход фантазии. Особенные усилия были приложены при возведении в павильоне колёсного парохода «Карнак». Его воссоздавали по фотографиям оригинала, длина декорации составила 72 метра, ширина – 15, высота 13, а вес 225 тонн. Корабль строили аж за год до съёмок, причём держали всё в секрете. По режиссёрскому замыслу, двенадцать актёров должны были ступить в эту декорацию – а камера обязана была запечатлеть их искреннее восхищение. Действительно, фешенебельный плавучий ресторан-гостиница поражает в кадре своим сиянием, полировкой и изысканным пространством. Довершает аттракцион представленных в фильме атрибутов роскоши бриллиант Tiffany весом в 128,54 карата. Этот культовый камень тоже воссоздавали специально для съёмок картины.
Украшения, яхты, дорогие наряды – всё это становится серьёзным испытанием для героев фильма, и не все его достойно проходят. Сценарист Майкл Грин переработал произведение Агаты Кристи в социально значимое высказывание о власти денег, соблазнах, гламурном образе жизни, в котором нет места настоящим чувствам и искренним отношениям. Если вы поклонник классических детективов, вас эта актуальная повестка, наверное, смутит. Но если вы идёте в кино с чистым сердцем, желая получить удовольствие от красоты картинки и незатейливого сюжета – останетесь удовлетворены.
За информацию благодарим сайт vokrug.tv
Рецензия на сериал «Смерть на Ниле»: красивое кино, раскрывающее тайну усов Эркюля Пуаро
|